Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

"СЕЛЬСКАЯ ПРАВДА"
газета Смоленского района

Версия для слабовидящих

"СЕЛЬСКАЯ ПРАВДА"
газета Смоленского района

Наши интервью

18.02.2014 08:04Добрые дела Евгения Чернышова

В областном центре не умолкают споры о воздушном сообщении с другими городами, а точнее об аэродроме военного значения «Северный». Пройдет немало времени, прежде чем будет получен однозначный ответ.

Многие знают, что в Смоленске существует и гражданский аэропорт на Тихвинке. Когда-то отсюда можно было улететь в райцентры Смоленщины. Недавно мне удалось пообщаться с человеком, который принимал практическое участие в его становлении.

Евгений Константинович Чернышов с 1970 по 1973 год работал начальником Смоленского аэропорта. Отрезок времени небольшой, но изменения произошли существенные.

Начало

«По окончании высшего авиационного училища в Ленинграде я получил гражданскую специальность инженера по строительству и эксплуатации аэродромов. При распределении меня сначала направляли в Свердловск, но там ответили - «нам варяги не нужны». В Костроме отказали также. Предложили Смоленский аэропорт, не раздумывая сразу же приехал сюда и не пожалел об этом. Вспоминаю добрым словом мою встречу, - говорит Евгений Константинович. - В аэропорту меня встретил Георгий Степанович Тимощенко – командир Смоленского объединенного гражданского авиаотряда. Как я позже узнал, это был трудолюбивый, последовательный и справедливый человек. Три месяца я жил на аэровокзале, прежде чем получил жилье.

Оценив обстановку, с молодым задором и энергией взялся за дело. Решил построить взлетно-посадочную полосу  с бетонным покрытием, в то время была грунтовка, только «рулежка» была частично бетонной. Для АН-2 этого вполне хватало, но ведь планировали принимать более тяжелые самолеты – АН-24, ЯК-40. Требовалась финансовая поддержка. В одном из исполкомов мне сказали: «Вот мы выделили средства на постройку автомагазина по ул. Краснофлотская, он уже вовсю дает прибыль. А когда окупится аэропорт?». Но отказа не было. Работали на чистом энтузиазме, был азарт и огромное желание идти к цели».

Как это было

С гордостью рассказывает Евгений Константинович об этой стройке. Бульдозером снимали дерн и грунтовое покрытие, требовалось доставлять туда песок, гравий. Очень остро стоял транспортный вопрос. Что делать?

«Было принято решение договориться с ГАИ (в лучшем смысле этого слова). В то время существовало постановление, разрешающее использовать грузовики, если они идут порожняком. И хотя мы в путевых листах все отмечали, некоторые водители возмущались, особенно на бортовых машинах, им приходилось груз выгружать вручную. 

Надо сказать, трактористы тоже не всегда разделяли наш энтузиазм. Приходилось садиться за рычаги самим. Примерно за год все работы были выполнены. Это очень короткий срок. Не могу не вспомнить, как на завершающем этапе начались морозы. Боялись, что земляные валы по обе стороны полосы охватятся ими. Срочно начали искать экскаваторщика, едва нашли.

Когда работа была закончена, мы оплатили ее, а еще подарили экскаваторщику летную куртку. Мне показалось, что подарку он обрадовался больше, чем деньгам».

Мой собеседник вспоминает, что на Смоленщине в то время было 30 площадок авиационных химработ , где складировались удобрения, техника, которой загружались самолеты. Когда выполнялись химработы, создавалась комиссия. Замполит Александр Дмитриевич Ковешников проверял площадки, условия размещения экипажа, питание и многое другое.

АН-2

-«Рабочие лошадки» АН-2 перевозили из деревень до двенадцати пассажиров или 1200 килограммов груза. Был такой маршрут «Смоленск-Хламово», билет стоил 2 рубля, летали все: грибники, студенты, - рассказывает Е.К.Чернышов. - Бывало, смотришь, проходит на посадку молодежь с легкими сумками, а обратно багаж был потяжелее – везли из деревни в город продукты.

АН-2 вспоминаю часто. Самолет этот мне нравится. Дальновидным был конструктор О.Антонов, приспособил машину к различным климатическим условиям. При 1000 лошадиных сил крейсерская скорость 180 км/час. Не много, но он безопасный летательный аппарат, дешевый в производстве, эксплуатации и ремонте. По-моему замены ему пока нет, в том числе и для сельхозработ. На моей памяти был единственный курьезный случай, нам тогда по линии «Аэрофлот» сообщали о ЧП. От внезапной вибрации оторвалась от фюзеляжа моторная рама. Естественно, летчик принимал меры по снижению и вынужденной посадке. Приземлился благополучно.

Жаль, что АН-2 незаслуженно забыли, могли бы несколько усовершенствовать его. Отработал я в Смоленске до 1973 года, остались самые хорошие воспоминания, потом меня направили на Север.

На Севере

Впереди был Иркутск, Аллайховский район, п. Чокурдах (с якутского – «черный камень»). И опять стройка. Стройка нового каменного аэровокзала. Никто из местных жителей не верил, что такой будет. Строили, как правило, деревянные, ведь не было никаких подъемных механизмов. Пришлось два раза летать в Ленинград, заказывать проект под климатические условия. Сваи вбивали прямо в вечную мерзлоту. А когда пришла очередь установки плит и панелей, поглазеть собралось немало людей. Плиты в близлежащий порт доставляли на кораблях, из порта – прямо на стройплощадку вертолетом.

Аэровокзал, также, как в Смоленске, был построен в короткие сроки. Пол был из зеленого малахита, на верхнем этаже располагался командно-диспетчерский пункт – просто загляденье. Кстати, и в настоящее время он выглядит вполне современно.

В 1989 году, когда вышел на пенсию, вернулся в Смоленск.

Семья

Евгений Константинович Чернышов рассказал и о своих увлечениях. Когда-то у него были пленочная кинокамера «Киев» с тремя объективами и немецкая трофейная – отец привез с фронта. Со временем приобрел кинопроектор. Старался снимать на цветную пленку различные стройки, национальные праздники, обряды, животных. Старший сын сейчас переписал все это на магнитные носители.

В семье Чернышовых выросли дочь и двое сыновей. Один из них стал летчиком, летает на «Боинге», живет в Мирном. Второй сын трудится инженером на одном из заводов Смоленска. Дочь живет в Украине, работает метеорологом. У Чернышовых девять внуков, три правнучки и один правнук.       

В конце беседы я задал собеседнику вопрос, как он сохранил до сих пор такой заряд энергии?

- Стараюсь много двигаться и вести здоровый образ жизни. Скоро исполнится 80 лет.

Текст и фото Александра Пищулина,

д. Вязгино.

Назад
Система Orphus

Официальный интернет-портал правовой информации

Телефоны экстренных служб

Противодействие коррупции в Смоленской области

8-800-200-19-01

Сайт разработан на системе типовых сайтов Администрации Смоленской области

"Твинс" - сайты для органов государственной власти

Рейтинг@Mail.ru

Главная | КПК версия |

(4812) 38-48-82 тел./факс.: 8 (4812) 38–03–29
E–mail: selpravda@mail.ru
Почтовый адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Маяковского, д. 3, 2 этаж.

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!